Огнетушитель в авто. Что следует знать
Любой автомобиль является пожаро небезопасным транспортным средством. Ведь в одном месте собрано сразу столько пожароопасных элементов: легко воспламеняющие жидкости, электропроводка, аккумулятор, синтетическая обшивка сидений и салона и т.д.
Пожар в машине можно распознать практически сразу. Запах бензина или горелой резины в кабине, появление дыма из-под капота – все это факторы, предшествующие загоранию и пожару.
Салон автомобиля загорается за несколько секунд. За 10 минут легковой автомобиль сгорает практически полностью.
Единственная возможность самостоятельно справиться с пожаром в автомобиле – грамотное использование огнетушителя. К сожалению, в нашей стране многие водители халатно относятся к огнетушителям и хранят их в машинах лишь для того, чтобы не получать штрафы от представителей ГИБДД.
Как выбрать огнетушитель?
Покупать автомобильные огнетушители нужно только в специализированных магазинах.
Автомобильный огнетушитель должен иметь объем огнетушащего вещества не менее двух литров. Чем больше машина – тем больших размеров нужен огнетушитель.
Огнетушитель для автомобиля должен эффективно бороться с очагами возгорания твердых горючих веществ (класс А), жидких горючих веществ (класс В) и иметь возможность тушения электрооборудования под напряжением (класс Е).
Наибольшее распространение в настоящий момент получили огнетушители двух типов – порошковые и углекислотные.
В углекислотных огнетушителях применяется диоксид углерода. Углекислота, попадая на горящее вещество, охлаждает его и производит тушение.
Плюсы углекислотных огнетушителей:
- испаряясь, углекислота не оставляет разводов;
- обладает хорошими диэлектрическими свойствами ;
- не изменяет свойств в процессе хранения.
Минусы:
- раструб огнетушителя очень сильно охлаждается, можно получить травмы;
- возможность токсического воздействия углекислотных паров на человека.
Порошковые огнетушители содержат специальный огнетушащий порошок, который в процессе реакции с продуктами горения образует пенный состав, блокирующий доступ кислорода и таким образом гасит огонь. Такие огнетушители ликвидируют пожары всех классов. Основной минус – порошок значительно загрязняет поверхность, его бывает трудно отмыть.
Порошковые огнетушители подлежат ежегодному переосвидетельствованию и обязательной перезарядке один раз в два года. Кроме того, огнетушащие порошки при хранении склонны к слеживанию и комкованию, и в нужный момент порошковый огнетушитель, на который вы надеялись, может очень сильно подвести. Все углекислотные огнетушители должны проходить обязательное ежегодное техническое освидетельствование и перезарядку раз в 3-5 лет.
Как пользоваться огнетушителем?
При появлении первых признаков возгорания автомобиля сразу остановитесь у обочины и выключите зажигание. Высадите пассажиров и покиньте машину. Попросите попутчиков или прохожих вызвать пожарную охрану, а сами приступайте к тушению.
При загорании в моторном отсеке сначала нужно открыть капот. Делать это следует осторожно, прикрываясь им от возможного выброса пламени. Если в течение нескольких секунд выброса не произошло, можно начать тушить огонь с более удобной позиции. Огнетушащее вещество расходуем экономно, кратковременно нажимая на рукоятку огнетушителя.
Направлять струю на горящую поверхность следует, начиная от края и до центра очага возгорания. Если горит бензин или масло под машиной, то сначала тушим этот очаг, а затем переходим к тушению самого автомобиля.
Если есть ветер, нужно учитывать его направление. Боковой будет сдувать струю вещества в сторону, встречный – существенно уменьшать ее дальность, заставляя ближе подходить к огню.
Полностью опустошать огнетушитель не следует, т.к., возможно, придется проводить дотушивание. Еще раз внимательно осмотрите автомобиль – не остались ли где-нибудь скрытые очаги горения. Важно найти и ликвидировать их всех, чтобы они не разгорелись снова и не привели к повторному возгоранию.
Пресс-служба ГУ МЧС России по Республике Марий Эл